✅ Договоренности не работают, если их слишком много и они «спускаются сверху». В этом случае пересматриваем их. Обсуждаем всё в семейном кругу: какие есть бытовые задачи и что из этого Сережа готов взять на себя. Важно, чтобы он сам предложил свои обязанности — только тогда он будет воспринимать их как свои решения, а не как давление сверху.
✅ В конфликтных ситуациях — например, с футболом дома или с айпадом утром — важно сначала подтвердить чувства и желания ребенка. Так он понимает, что его мнение услышано, и уровень напряжения снижается. Затем спрашиваем, какие он сам видит варианты, и предлагаем свои:
— «Давай подумаем, когда ещё можно поиграть сегодня?»
— «Может, перенесем это на другой день?»
Наша задача — не доказать свою правоту, а услышать ребенка, подтвердить его позицию и вместе найти решение. Если времени на диалог в моменте нет, важно хотя бы коротко обозначить, что вы его слышите, и договориться вернуться к разговору позже.
Например: «Сережа, я услышала тебя про планшет и помню про 20 минут. Давай после школы это обсудим. Сейчас постель не заправлена и на стол не накрыто — тоже обсудим позже. Времени мало, давай скорее собираться. Всё обсудим после школы и вместе решим, как быть.»
✅ Правила обсуждения конфликтов:
1. Говорим по очереди. До тех пор, пока хотя бы одному участнику диалога есть что сказать.
2. Второй не перебивает и не комментирует.
3. Используем "Я-сообщения".
Затем каждый озвучивает свои предложения. Если разговор перерастает в конфликт — переносим его на другое время.
✅ Формат проявления эмоций «Бу», который использует Сережа, заменяем на другой. Важно подсветить, что он хочет повеселить Сашу — и это очень ценно. Предлагаем новый, весёлый и безопасный способ. Когда он его использует — поддерживаем это ярко и эмоционально, чтобы закрепить поведение.